Лекарственные травы в бане
Банные правила
История бани
Банный веник

Главная

Русская баня

Турецкая баня

Японская баня

Онсэн

Финская баня

Римские бани

 

Легкий пар 

Пар и травы 

О венике с любовью

Заготовка веников

 

Водолечение

Медицинские ванны

Горячие ванны

Лекарственные ванны

Минеральные ванны

Контрастный душ

 

Банный массаж

Банник-банный дух

Черный чай

Зеленый чай

 

Советы женщинам:

Очищение баней

Омолаживающая баня

Веник и парная

Что есть перед баней?

Веник против целлюлита

Сауна вместо бани

Красивые волосы - рецепты против жирной себореи

Здоровые волосы - рецепты против сухой себореи

 

На заметку

Карта сайта

Японская баня

Своеобразная японская семейная баня — фуро — представляет собой деревянную бочку с горячей водой. Как правило, такую ванну принимают ежедневно или через день вечером, перед ужином. После ванны около 1 ч отдыхают на кушетке, завернувшись в теплый халат или шерстяное одеяло для потения.

Почитается в Японии и опилочная баня, когда моющийся на 8-12 мин погружается в деревянную бочку с нагретыми до 50°С опилками. Наилучшими считаются кедровые опилки с добавлением рисовых отрубей и измельченной массы разных лекарственных трав (до 60). Преимущество такой процедуры состоит в том, что опилки хорошо впитывают пот, а ценные вещества из древесины кедра через поры проникают в организм.

В японской общественной бане — сэнто — имеется бассейн с водой, нагретой до 50°С. Воду в бассейне регулярно меняют. До принятия ванны моются в соседнем помещении, сидя на деревянных решетках на полу. Душ отсутствует. Намыливание сопровождается растиранием тела и периодическими обливаниями водой. После бассейна отдыхают в комнате, обставленной цветами и аквариумами для создания хорошего настроения.

Сэнто — японская общественная баня. Особенностью сэнто является обязательная последовательность процедур — посетители бани предварительно моются в отдельном помещении и только после этого переходят в бассейн с горячей водой. Нередко сэнто посещают всей семьёй. История сэнто в Японии проистекает из буддийской культуры, индийских храмов, откуда эти традиции распространились в Китай и далее в Японию в период Нара.

Здание, в котором размещается сэнто, внешне напоминает японский храм, на входе вешается занавеска норен голубого цвета, на которой кроме названия изображают иероглиф - горячая вода.

Как правило в сэнто есть мужская и женская части (отделения), строение их идентичное. Современные сэнто чаще всего состоят из следующих помещений: раздевалки, в которой посетители оставляют свои вещи, отдельного помещения, в котором посетители тщательно моются, и помещения с большим и общим для всех бассейном с горячей водой. Температура воды около 55 °C.

После входа в сэнто имеется отделение, где снимают обувь, имеющее продолжение в виде двух разделённых занавесок (или дверей) справа и слева. Они ведут в датсуиба - место где раздеваются, для мужчин и женщин раздельно. Женская и мужская часть очень похожи и различаются лишь в мелочах.

Внутри раздевалки, между входами, имеется бандаи - возвышение высотой 1,5-1,8 метра, где сидит служитель. Под ним может быть служебная дверь из отделения в отделение, которая используется только персоналом. Над бандаи обычно вешаются большие часы. Раздевалка имеет размеры примерно 10 на 10 метров , пол покрыт татами, и имеет шкафчики для одежды. Иногда в ней же имеются шкафчики для банного имущества постоянных клиентов. Потолки - высокие, 3-4 метра. Стена разделяющая женскую и мужскую половины имеет высоту 2 метра. Раздевалки также часто имеют выход в маленький садик в японском стиле и туалет. Часо здесь ставятся автоматы по продаже мороженого и напитков. Обычно здесь также могут стоять весы для взвешивания, и иногда ростомер. В некоторых очень старых сэнто, шкала весов может быть градуирована в старых мерах "монме" = 3,75 г и "кан" равный 1000 монме = 3,75 кг. Соответственно, измеритель роста в старых сэнто может идти только до 180 см. Здесь также может быть вывешена всевозможная реклама. В женской части могут быть кроватки или столики для пеленания, а также зеркала. Украшения и реклама для разных половин разные, специфические.

Религиозные омовения - периоды от Нара до Камакура. Изначально бани в Японии строились при храмах. Они назывались "лавки горячей воды". На самом деле, это были чаще паровые бани, мишибуро. Несмотря на то, что изначально они строились для священников, и простой люд в них обычно не допускался, но к периоду Камакура 1185-1333 обычные люди были окончательно допущены в бани. К тому времени зажиточные люди и аристократы уже стали иметь собственные бани в поместьях.

Первое упоминание о коммерческом использовании сэнто относится к 1266 году в Nichiren Goshoroku. Эти бани были смешанными, т.е, женско-мужскими, и были мало похожи на современные. После входа в баню была раздевалка, где, помимо раздевания, посетитель получал свою порцию горячей воды в тазик. Душа не было. Вход в паровую баню был очень-очень низким, 80 см высотой, чтобы не терять пар. Из-за маленького входа, отсутствия окон и пара, в бане было довольно темно.

В начале периода Эдо, (1603-1867) существовало два диаметрально различных вида бань. В Токио (тогда называвшемся Эдо) это были обычные бани с бассейном, в то время как Осаке - паровые бани мишибуро с очень мелким бассейном. В конце периода Эдо, общественная мораль потребовала разделения мужских и женских бань, впрочем, многие владельцы бань решили проблему простейшим образом, просто поставив перегородку между половинами бани. Однако, закон, запрещающий смешанные бани, так и не был принят. Большая популярность бань в то время объясняется тем, что в них работали молодые девушки-банщицы юна, которые зачастую подрабатывали проституцией после закрытия. Подобная традиция сохранилась даже до наших дней - некоторые "увеселительные" заведения в Японии называются "мыльная страна", в частной бане девушки перед оказанием услуг моют клиентов. При Токугаве количество девушек-юна было ограничено законодательно до трёх на каждую сэнто. Это правило игнорировалось и в конце концов в 1841 году содержать юна было вообще запрещено; был также принят закон запрещающий смешанные бани. До 1870 года существовали также и юноши-банщики, сансуке, но проституцией они не занимались. Запрет на смешанные бани не продолжался долго, во время своего визита в Японию Commodore Perry описывал падение нравов в смешанных банях, и они были снова запрещены.

Во время периода Мэйжи, (1867-1912) современный дизайн бань окончательно утвердился. Узкий низкий вход в банную зону наконец стал полноразмерным, ванны стали углублены в пол для удобства пользования, удвоена высота потолков. Так как бани стали в основном не паровые а водяные, появились окна и в сэнто стало намного светлее. Единственными отличиями от современных бань было использование дерева вместо плитки в банном отделении и отсутствие душей с кранами. Снова был принят закон, запрещающий смешанные бани, исключение сделано было только для детей до 8 лет в сопровождении родителя.

В начале периода Таишо, (1912-1926), полы и стены начали выкладываться плиткой. После случившегося 1 сентября 1923 года Большого землетрясения в Канто, разрушившего почти все бани в Токио, процесс замены дерева на плитку сильно ускорился. К концу периода, 1926 г, краны для воды стали уже вполне распространёнными, обычно их было 2 (как в русских банях) - для горячей и холодной воды, посетители сами смешивали воду в тазике по собственному вкусу.

Восстановление бань после II мировой войны. Так как во время войны японские города подвергались ожесточённым бомбардировкам, множество бань было разрушено. После войны ощущался большой недостаток бань, их строили из подручных материалов и зачастую даже без крыши. Дома строились удешевлено, обычно без душа или бани, т.о, количество общественных бань резко увеличилось. К 1965 году многие сэнто обзавелись душевыми шлангами к кранам.

Наибольшее количество сэнто в Японии наблюдалось в конце 80-х годов прошлого столетия, с тех пор их количество постепенно уменьшается. Связано это в основном с тем, что всё больше японских домов оснащается собственными отдельными ванными. Некоторая часть населения стала отказываться от сэнто, другая продолжает считать, что без общественного посещения бань дети не могут быть правильно воспитаны и не смогут войти в общество. 

 

Посещайте баню и будьте здоровы!

Hosted by uCoz